Терпению когда-то приходит конец
  • 151

В бывшей Алматинской области более 10 лет упорно пытались реанимировать свекловодство. Но в итоге получилось то, что и должно было произойти, когда у чиновников слова расходятся с делами.

- Вместо свеклы в этом году посеял кукурузу на 450 га. Всходы отличные. Початки уже сформировались. Бог даст, планирую по 10 тонн с гектара получить, - делится планами глава известного на все Семиречье свеклосеющего хозяйства Александр КВИТКО. - Она незатратная. Расходы на гектар составили всего 200 тысяч тенге, тогда как на гектар сахарной свеклы уходило порядка 900 тысяч. Прибыль почти одинаковая, но нервы никто не портит, не обманывают, не унижают. А что еще нам, крестьянам, надо?

- Больше сеять сахарную свеклу не будете?

- При таком отношении к свек­ловодству - не буду, - возмущается Квитко. - До сих пор чиновники, курирующие сельское хозяйство, не могут понять, что без конца крестьян обманывать не получится. А владельцы сахарных заводов не поймут, что только благодаря взаимному уважению можно добиться успеха.

Обиды у фермеров следующие: мало того что свеклу вырастить нелегко, так за все годы попыток возрождения отрасли в облас­ти не сумели решить проблему непростых взаимоотношений свекловодов и переработчиков. Чтобы сдать собранный урожай на сахзаводы, аграриям приходилось зимой ночевать в кабинах грузовиков, чтобы не вылететь из огромной живой очереди у свек­лопункта. Терпеть искусственное завышение грязности, после чего с каждого грузовика списывалось по 10-15 процентов корнеплодов. Спорить из-за сахаристости. Было время, когда оплату за прошлый год завод протягивал до мая следующего, хотя по договору был обязан произвести расчет с хозяйствами в течение десяти дней после сверки. Фермеры, когда нужно было заниматься посевной, обивали пороги завода, чтобы забрать свои обесценивающиеся из-за инфляции и так небольшие деньги.

Но каждую весну чиновникам удавалось уговорить свекловодов засеять поля, порой даже с увеличением, под обещания, что теперь-то все будет нормально… В итоге нормально было только у региональных властей, которые отчитывались об успешном выполнении задания правительства по возрождению отрасли и созданию сезонных рабочих мест на селе.

- Весной министр сельского хозяйства Ербол КАРАШУКЕЕВ был у нас. С главами крестьянских хозяйств из свеклосеющих районов встречался. Сказал, что по поручению премьер-министра будет разработана концепция производства сахара, в том числе сахарной свеклы. Хотел знать, что сдерживает развитие сахарной отрасли, - вспоминает Александр Квитко. - Мы подняли основной вопрос - низкую закупочную цену завода. Предложили поднять стоимость сырья до 35 тенге, чтобы получать достойный доход и инвестировать средства в технику и современное оборудование для полива. Или же 15 тысяч тенге, которые они давали за тонну сахарной свеклы, отпускать не деньгами, а сахаром. При этом просили решить этот вопрос до посева.

Как рассказывает фермер, заместитель акима области Алибек ЖАКАНБАЕВ в первых числах апреля пообещал Ерболу Карашукееву провести встречу с учредителями двух сахарных заводов. А министр выразил готовность принять участие этой встрече, добавив, что на ней важно присутствие представителей не только крупных, но и мелких свеклосеющих хозяйств.

- Однако ничего из сказанного не было сделано. Может, они и встречались с ними, но нас не позвали. Звонил замакима Жаканбаеву, в управление сельского хозяйства, хотел знать, что они решили. Но в ответ - тишина, - смеется фермер. - А сколько можно ждать? Плюнул на все - и посадил кукурузу.

13 лет понадобилось крестьянам, чтобы приблизить закупочную цену к безубыточности. В прошлом году фермеры смогли сдать корнеплоды заводам по 22 тысячи тенге за тонну, что позволило им выйти хоть на какую-то прибыль.

А после посевной этого года управление сельского хозяйства сообщило свекловодам, что теперь цена приемки сырья увеличилась до 30 тысяч тенге за тонну, из них 15 тысяч тенге - субсидии, 15 тысяч тенге оплачивает завод. Кроме того, Коксуский сахарный завод собрался субсидировать перевозку сырья на предприятие из отдаленных районов. Но было уже поздно.

В 2020 году областной акимат обещал, что благодаря принимаемым мерам регион уже через три года сможет собрать 550 тысяч тонн сахарной свеклы и на 70 процентов покрыть потребности страны в сахаре. Однако теперь выяс­няется, что до 550 тысяч еще ой как далеко. В прошлом году по отчетам было собрано всего 180 тысяч тонн свеклы. Да только не знаешь теперь, можно ли верить этим отчетам вообще, ведь официально область засеивала свеклой 16,5 тысячи га, пока экс-аким Алматинской области Канат БОЗУМБАЕВ не выявил, что статистика сильно не бьется с реальностью.

После этого чиновники стали заниматься корректировкой планов. Теперь уже прогнозы осторожнее: к 2025 году площади обе­щают довести до 11,2 тысячи га. А по объемам производства сахара замахиваются только на 35 процентов потребности страны. По последним данным облсельхоз­управления, свеклой в этом году засеяно всего 6,2 тыс. га.

- В Семиречье около десятка хозяйств махнули рукой на свеклу и тоже перешли на кукурузу. Так что сейчас речи об увеличении посевных площадей не может и быть, - говорит Квитко, уже приступивший к строительству нового склада с сушилкой для кукурузы, где он собирается хранить весь урожай односельчан.

А значит, к свекловодству точно не вернется в ближайшее время.

Тем временем в Талдыкоргане ввели талоны (!) на сахар. Правда, это не значит, что сахара вообще нет. Дорогой найти можно. А за дешевым по талонам - давка.

В прошлую субботу я побывала на коммунальном рынке, где отоваривают сахаром по социальной цене. Люди идут теперь за сахаром, как в военкомат в период всеобщей мобилизации, с пас­портом, свидетельствами о браке и рождении детей. Трудовые книжки только пока не требуются, чтобы понять, кто работает на народное хозяйство, а кто иждивенец.

- Талон на сахар еще в прошлый вторник получил, - говорит пожилой мужчина, протягивая корешок. - Сегодня очередь с шести утра занял. На нос по два кило­грамма отпускают. Говорят, всем хватит, но с трудом верится. Если сегодня не получу, вся малина с дачи пропадет. На зиму бабка варенье не сможет заготовить.

Пока разговаривали с пенсионером, кто-то попытался влезть без очереди, за что от бабушек получил тумаков.

- Таких шустрых здесь полно, они ходят парами: пока один отвлекает, другой лезет. Но они одно забывают: у нас-то на руках талоны есть, а у них нет, - кажется, больше для самоуспокоения говорит бабушка в маске. - Знаете, за сахаром сюда одни и те же ходят. Каждый вторник, четверг и субботу вижу их. Они приходят, по два килограмма покупают и уходят. Кажется, где-то спекулируют!

Руководитель управления предпринимательства и инновационного развития Жетысу Диас СЕРИКОВ уверяет, что никто перепродажей социального сахара не занимается. И вообще сахара полно, а люди якобы сами ажиотаж устроили.

- Сейчас в запасе есть 2351 тонна сахара. В стабилизационном фонде 913 тонн имеется, 1200 тонн - на складе сахарного завода, 238 тонн - в магазинах, - говорит Сериков. - С отдельными торговыми точками мы заключили меморандум, чтобы они сахар отпускали не выше 435-460 тенге за килограмм. В день реализуется порядка 10-14 тонн сахара.

Последний раз талоны на сахар в Талдыкоргане (регион был одним из союзных центров сахарного свекловодства) вводили еще в советское время, в 1989 году. Позже появились талоны на сигареты, спиртное, мыло и другие товары народного потребления. А что было потом, многие хорошо помнят...

 

Источник: Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Талдыкорган https://time.kz/articles/territory/2022/07/20/terpeniyu-kogda-to-prihodit-konets