Сахар: какие уроки вынес Казахстан из прошлогоднего кризиса
  • 250
Казахстанцы заметили, что сахар в последние годы стал менее сладким. В чём причина?

Весной прошлого года после введения Россией запрета на вывоз сахара за пределы страны в Казахстане тут же образовался дефицит важнейшего продукта. За два-три месяца цены на сахар-песок в продаже подскочили в три, а то и в четыре раза. Лишь к осени, когда в РФ сняли ограничения, сахар появился на прилавках казахстанских магазинов в достаточном количестве по фиксированным ценам.

Какие уроки вынесло из прошлогоднего сахарного дефицита казахстанские власти и меняется ли что-то в отрасли, в интервью Informburo.kz рассказал заместитель председателя правления коммандитного товарищества "Хильниченко и К" Александр Хильниченко (село Карабулак, Ескельдинский район, Жетысуская область).

 

– Александр Викторович, как давно и как успешно ваше товарищество занимается выращиванием сахарной свёклы?

– Сахарную свёклу всегда выращивали на юге Казахстана – в Алматинской, Жетысуской, Жамбылской, Туркестанской областях. В 20-е годы прошлого века на нашей земле был создан колхоз "Красный пахарь", который после посещения его Сергеем Кировым (ближайший соратник Сталина. – Ред.) стал носить имя политического деятеля. На рубеже 90-х колхоз реструктурировали. Впрочем, это происходило везде и всюду при распаде Советского Союза.

В 90-х в регионе сложилась непростая ситуация, связанная со свекловодством. В 1993 году при поддержке государства к нам завезли импортную технику (опрыскиватели, культиваторы, сеялки) и раздали хозяйствам. Последние за технику должны были рассчитываться сахаром. Но компания, которая являлась оператором программы, растворилась со всеми деньгами. Хозяйства остались с грузами долгов, часть хозяйств обанкротились. Счета компаний, и нашей в том числе, были арестованы. А значит, хозяйственную деятельность вести было нельзя... Но, несмотря на все передряги, мы не прекращали заниматься сахарной свёклой.

Это одна из основных культур в нашем севообороте. В советское время наш колхоз выращивал сахарную свёклу на 1250 гектарах, сейчас – на 300 гектарах.

Прежде хозяйства заставляли принудительно выращивать свёклу, она фактически становилась монокультурой. Но при таких посадках сокращалась резистентность растений к вредителям, в почве накапливались патогены – соответственно, культура начинала болеть, урожаи резко снижались. В годы существования СССР за собранный урожай в 320 центнеров с гектара давали Героя Социалистического Труда. Сегодня при урожайности менее 400 центнеров хозяйство окажется в убытке. 

Понятно, что и семенной материал был другой, и технологии выращивания отличались от современных. Была очень большая доля ручного руда. Сеяли "строчкой", семенной материал был многоростковый (это когда одно семя даёт несколько ростков).  Мы, жители села, вручную с тяпкой в руках прореживали свёклу. Сейчас за счёт точного высева семена кладутся на расстоянии 14-14,5 см друг от друга.

Сахарная свёкла на полях Жетысуской области – первые всходы / Фото Informburo.kz

Для получения высоких урожаев и техника появилась другого класса (высокоточные сеялки, культиваторы), и семена высокоурожайные. Последние годы у нас в среднем по хозяйству урожайность – 700 центнеров с гектара. Некоторые участки показывают до тысячи центнеров. Всё это стало возможно благодаря технологиям, посевным материалам, удобрениям.

– Вы говорите, что в этом году засеяли сахарной свёклой 300 гектаров. Цифры изменились с прошлого года?

– Нет, и объясню почему. Мы многоотраслевое хозяйство, наши основные направления деятельности – растениеводство, животноводство, переработка сельхозпродукции.

Растениеводство у нас в большей степени подчинено животноводству, то есть выращиванию кормов. У нас четыре молочных товарных фермы, где содержатся около трёх тысяч голов крупного рогатого скота. Ещё у нас стадо – 10 тысяч голов овец, конетоварная ферма, где содержится 700 голов.

Если мы увеличим посевы сахарной свёклы, то нам придётся сократить посевы кормовых культур. Но для содержания животных корма необходимы все 365 дней в году.

– Свёкла растёт на поливных землях?

– Исключительно на поливных.

Всего у нашего хозяйства 2,4 тысячи гектаров поливных земель и столько же земель богарных (возделывание сельскохозяйственных культур без полива в районах с активным земледелием. – Ред.). Пока нам 300 га, отведённых под свёклу, достаточно.

Во-первых, если мы решим хотя бы на сто гектаров увеличить поля под сахарную свёклу, то потребуется дополнительно 500 га поливных земель. Объясняю почему. Сахарная свёкла как сложная техническая пропашная культура без севооборота не может существовать. То есть на 100 га вы посеете сахарную свёклу, на следующих 100 – зерновые (допустим, ячмень), ещё на 100 – бобовые (сою), потом снова – зерновые (ячмень, пшеница или овёс) и кукурузу.

Посевная / Фото Informburo.kz

Если сажать только сахарную свёклу и пшеницу, то урожаи упадут и у свёклы, и у пшеницы. Игнорирование севооборота, кстати, в нашем регионе уже отрицательно сказывается на урожайности сои. Она в последние годы стала фактически монокультурой в малых хозяйствах, поэтому у них наблюдается резкое снижение урожайности.

Во-вторых, у разных культур разный вынос питательных веществ из почвы. Чтобы сахарную свёклу держать на одном участке, даже если не учитывать патогены, то необходимо вносить огромное количество минеральных удобрений. Это техническая пропашная культура, поэтому вынос полезных веществ очень большой. При нашей урожайности мы сдаём 20-25 тысяч тонн свёклы на переработку каждый год. В этом году будем сдавать свёклу на Коксуский сахарный завод, соглашение уже подписано.

– Каким образом заводы поддерживают производителей сырья? 

– В нашем регионе мы крупное хозяйство, семена для посевной закупаем у производителей напрямую. Стараемся приобретать лучшие – из Франции и США. Но значительная часть сельхозпроизводителей нашей области получают семена через сахарный завод. То есть завод закупает семена, раздаёт крестьянским хозяйствам. А крестьяне оплачивают семена уже после сбора урожая осенью.

Коксуский сахарный завод начал не только поставлять семена нашим крестьянским хозяйствам, но и стал предоставлять финансовую помощь в виде беспроцентного кредита на весенне-полевые работы по свёкле – 100 тысяч тенге на один гектар. Мы этими программами не пользуемся, но многие хозяйства обращаются за такой поддержкой. И хорошо, что такая поддержка есть.

– Государство обращает внимание на развитие отрасли?

– Если бы не программа развития свекловодства в Казахстане, то сегодня ситуация в отрасли была бы вообще плачевной. Амандык Баталов (аким Алматинской области в 2014-2021 годах) начал продвигать программу развития свекловодства в Алматинской области. Лет семь назад он съездил в Астану, предложил проект развития отрасли в регионе. Из госбюджета под его ответственность выделили деньги, чтобы поднять с колен сахарную отрасль. Были созданы СЗЦ – сервисно-заготовительные центры. Сюда привезли технику, которую передали  крестьянам либо в лизинг, либо в кредит. Это дорогостоящие комбайны, новые сеялки. Вот в этот момент произошёл толчок.

Я вам только на примере своего хозяйства скажу. До этого мы отводили под сахарную свёклу до 50 гектаров. Сокращение было по всем хозяйствам, заводы работали на сахаре-сырце. Кроме создания СЗЦ начали привлекать учёных по этой теме, проводить агросеминары о выращивании сахарной свёклы по современным технологиям. Тогда же начались переговоры с производителями высокоурожайного семенного материала. С тех пор началось увеличение площадей под эту культуру.

Была ещё одна проблема. Крестьян не устраивала цена, по которой завод закупает сырьё, многие сократили посевы. Государство взяло инициативу на себя и начало субсидировать часть стоимости закупок свёклы. В этом году завод покупает, как и в прошлом, по 15 тенге за килограмм, государство добавляет ещё 25 тенге. В итоге аграрии получают 40 тенге за килограмм, или 40 тысяч за тонну.

Сахарная свёкла – самая сложная из технических культур и самая затратная по возделыванию в нашем регионе. В прошлом году затраты на один гектар составляли один миллион тенге. Если при таких затратах урожайность будет менее 400 центнеров с гектара, то хозяйство зафиксирует убыток. если 400 центнеров с гектара, то хозяйство закончит год по нулям. Нужны высокие урожаи, чтобы быть рентабельными.

Поэтому когда крестьяне считают затраты на ту или иную культуру, они задумываются: выращивать сахарную свёклу или сою с кукурузой. Это так называемая межкультурная конкуренция. Потому что вырастить сою и кукурузу на зерно значительно проще и менее затратно. При выращивании той же сахарной свёклы по-прежнему необходим ручной труд. За летний период мы проводим две-три прополки. Наконец, чтобы вырастить сахарную свёклу, мы ещё должны её пять раз полить за лето.

Очередь за сахаром в Астане в 2022 году / Фото Informburo.kz

– В прошлом году Казахстан в какой-то момент оказался без сахара. Объясняли это тем, что выращивать сырьё в России дешевле, чем у нас. Поэтому в какой-то момент и решили закупать там, а не выращивать сахарную свёклу у себя. Действительно ли у нас себестоимость дороже?

– В СССР сахара, который производил Казахстан, хватало не только на потребление внутри республики, но и на экспорт. Такая же картина наблюдалась и в первые годы независимости. Но довольно быстро произошёл развал хозяйств, сельчане разбежались по малым крестьянским хозяйствам. А в таких условиях выращивать свёклу крайне проблематично. Произошёл резкий спад и объёмов посевов, и урожайности, и качества поставляемого сырья. Стали закрываться сахарные заводы. У нас в Карабулаке был большой сахарный завод, работавший на сахаре-сырце какое-то время. Потом он тоже закрылся.

То есть традиционное сырьё пропало, заводы стали переоснащать под переработку сахара-сырца, производимого из тростникового сахара. Заводам легче работать на сахаре-сырце, потому что выход готового продукта – до 99% от сырья.

– Чем отличается тростниковый сахар от того, что делают из свёклы?

– У него меньше сахаристость. Считается, что сахар от сахарной свёклы более ценный.

– То есть когда сладкоежки говорят, что сахар стал не такой сладкий, как раньше, это правда?

– Да, сладкоежкам не кажется – тростниковый сахар менее сладкий…

Итак, заводы стали переходить на сахар-сырец, решив не мучаться с крестьянами и их урожаями. Крестьяне в свою очередь тоже начали переключаться на другие культуры. Сахарная свёкла как культура пришла в упадок. В итоге мы оказались в той ситуации, в какой оказались. Часть сахарных заводов закрылась, другие стали работать по три-четыре месяца в году.

А потом резко возросла стоимость сахара-сырца на мировом рынке (это же биржевой товар). У заводов сразу появились проблемы с сырьём.

– Почему Россия сегодня с сахаром, а мы нет?

– Россия была в похожем состоянии. Но там довольно быстро приняли федеральную программу по сахару, и отрасль нарастила упущенное. Были созданы агрохолдинги, которые поглотили сахарные заводы, выкупив их и наладив полный производственный цикл – от сырья до готового продукта. Это самая эффективная модель.

Сахарная отрасль в России благодаря программе получила мощнейший толчок для развития. Для агрохолдингов закупили мощнейшую технику, оборудование. И через десять лет Россия превратилась в экспортёра сахара. Как утверждают некоторые источники, у них производство сахара едва ли не в несколько раз дешевле, чем в Казахстане.

– Российские производители выигрывают на масштабах производства?

– Это во-первых. А во-вторых, структура выращивания сырья в агрохолдинге позволяет значительно сокращать затраты на производство. Поэтому в сравнении с нашими заводами российские холдинги более конкурентоспособны.

Если ты сам выращиваешь сахарную свёклу, стремишься получить более качественный урожай, тогда у тебя уменьшается себестоимость по исходному сырью. Если же ты ещё и сам перерабатываешь, то себестоимость готового продукта тоже уменьшается, зато растёт рентабельность. Поэтому на казахстанском рынке хорошо себя чувствуют не отечественные производители, а россияне и белорусы. У них есть возможность снижать цены на столько, на сколько наши производители снизить просто не в состоянии.

– "Сахарная" программа, которую продвигал Баталов, закончилась или ещё работает?

– Она была модернизирована. Позже президент поддержал общереспубликанскую программу развития свекловодства, через Минсельхоз были выделены денежные средства. К настоящему времени Аксуский и Коксуский сахарные заводы прошли глубокую модернизацию. Теперь они могут перерабатывать как сахар-сырец, так и сахарную свёклу.

Если наши сахарные заводы обеспечить сахарной свёклой, плюс в межсезонье – сахаром-сырцом, то мы закроем потребности республики как минимум на 50%. Представьте, если один сахарный завод будет перерабатывать две тысячи тонн сахарной свёклы и из неё получать 400 тонн сахарного песка в сутки, четыре тысячи – за 10 суток, 40 тысяч тонн – за сто дней. А в Казахстане потребление, включая промышленное, составляет от 260 до 600 тысяч тонн в год.

– Что изменилось за последний год? Вынесли ли мы уроки из прошлогоднего сахарного дефицита?

– Надо сказать, эта ситуация повысила интерес на разных уровнях к программе развития свекловодства в Казахстане, модернизации сахарных заводов. Государство стало интересоваться, как беспрерывно обеспечивать имеющиеся заводы сырьём. То есть частника не оставили один на один с проблемами, чтобы только у него голова болела, где брать сырьё. Государство тоже задумалось, как обеспечить продовольственную безопасность, какие шаги необходимо предпринимать, создавая механизмы государственно-частного партнёрства, даже лоббирования наших интересов при покупке сахара-сырца.

Хорошо, если сахарные заводы будут работать без перерыва круглый год – на сахарной свёкле и сахаре-сырце. Во-первых, сахар-песок – стратегически важный продукт питания. Во-вторых, это рабочие места. В-третьих, это и налоговые поступления, и устойчивое развитие села...

– На цене это может каким-то образом отразиться? В приятную сторону для нас, рядовых потребителей?

– На конечную цену влияет множество факторов, в том числе связанных с инфляцией. Сахар – продукт стратегический, но у него тоже есть своя себестоимость. Мы, крестьяне, выращиваем сахарную свёклу и несём прямые затраты, чтобы получить корнеплод. А если сюда добавить затраты на запчасти, ГСМ и так далее, которые также дорожают, то соответственно увеличивается себестоимость нашей продукции. Ещё и зарплаты нужно индексировать. В нашем хозяйстве мы ежегодно индексируем заработные платы на 10-20%.

У заводов свои расходы: газ, мазут, модернизация или ремонт оборудования, опять-таки зарплаты… Это всё отражается на цене, чудес не бывает. Одно можно сказать, что чем эффективнее крестьяне будут выращивать, а заводы перерабатывать сахарную свёклу, тем ниже будет себестоимость готового продукта.

Чтобы отрасль развивалась, нужны севообороты. Под севообороты нужны земли, а чтобы были земли – нужно кооперироваться. А с кооперацией пока всё идёт туго…

 

Источник: https://informburo.kz/interview/saxar-kakie-uroki-vynes-kazaxstan-iz-proslogodnego-krizisa