ПРЕСС РЕЛИЗ КАЗАХСТАНСКОЙ АССОЦИАЦИИ САХАРНОЙ, ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
  • 404

Сахарная промышленность страны под угрозой!

 

Как известно, одним из факторов независимости страны является продовольственная безопасность. Низкий уровень продовольственной безопасности приводит к развалу отечественного производства, потере внутреннего рынка и в дальнейшем, к монопольному диктату и росту цен внешних производителей.

Сахар – является продуктом стратегического значения. Казахстану для самообеспеченности продовольствием сегодня как никогда нужна действенная программа поддержки со стороны государства особо значимых отраслей, одной из которых является сахарная.

Уже имел место печальный опыт 2019г. который показал, что казахстанской сахарной промышленности сложно выдержать конкуренцию с Россией и Белоруссией. Демпингом низких цен российские поставщики сахара нанесли миллиардные убытки казахстанским производителям, которые до настоящего времени не достигли баланса и пытаются восстановиться.

Для дальнейшей стабилизации рынка сахара Казахстану нужна конкурентоспособная сахарная отрасль.

Ключевой проблемой отсутствия сахара отечественного производства является отсутствие сахарной свеклы. Причиной отсутствия сахарной свеклы является недостаточность орошаемых земель для ее выращивания, а также серьезные проблемы с водообеспечением свеклосеющих регионов. Мы рискуем столкнуться с повторением ситуации 2019 года. Поскольку и Российская Федерация и Беларусь наращивают посевные площади сахарной свеклы, а Казахстан сокращает их. Так, в 2021 году плановая посевная площадь составляла 22,5 тыс.га, фактическая же составила 14,5 тыс.га при том, что это еще не окончательные данные. В текущем году две свеклосеющие области запланировали под сахарную свеклу и того меньше – 12,3 тыс.га.

Объем рынка сахара в Казахстане свыше 500 тыс. тонн. Для обеспечения сахарного рынка только свекловичным сахаром необходимо вырастить свыше 4 млн.  тонн сахарной свеклы. Для этого необходимо разработать отдельную программу Правительства по развитию сельского хозяйства с реализацией в течение 10 лет. Поэтому для насыщения отечественным продуктом рынка сахара в Казахстане на этом этапе недостаточно только свекловичного сахара, необходимо производство сахара и из тростникового сахара-сырца.

На сегодняшний день в республике функционирует 4 сахарных завода, которые помимо свекловичного сырья могут перерабатывать и сырец

В случае бесперебойного функционирования четырех заводов по переработке сырца - внутреннее потребление САХАРА будет полностью обеспечено. Так, до начала свекловичного сезона сахарные заводы могут произвести более 500,0 тыс.тонн сахара белого из тростникового сахара сырца. По предварительным данным посевные площади сахарной свеклы в 2022 году составят 14,6 тыс. га, что позволит произвести порядка 55,0 тыс.тонн сахара белого. Отсюда следует, что в случае переработки тростника в указанном объеме и свекловичного сырья также в указанном объеме мы сможем полностью исключить импорт.

Во избежание негативных последствий уже в июле-августе этого года и дальнейших рецидивов, необходимы немедленные действия:

  1. 1. Срочное предоставление доступа к оборотным средствам для закупа тростникового сахара сырца сроком до 5 лет с льготной минимальной процентной ставкой (предварительный размер оборотных средств, необходимый для всех сахарных заводов составляет порядка 40-45 млрд.тенге и будет распределен согласно производственным мощностям заводов);
  2. 2. Отмена НДС на ввозимый тростниковый сахар сырец;

Помимо этого, сахарные заводы являются градообразующими предприятиями, на которых в сезон производства сахара работает до 5000 человек, а в обеспечении сырьем задействованы также десятки тысяч фермеров и фермерских хозяйств. Так, например, действующие сахарные заводы (Аксуский сахарный завод, Коксуский сахарный завод, Меркенский сахарный завод, Таразский сахарный завод) обеспечивают работой жителей не только своего населенного пункта, но и прилегающих территорий, благодаря чему поддерживается   социальная стабильность в регионах. 

Для защиты казахстанских товаропроизводителей, необходимы срочные меры поддержки сахарной отрасли:

1.  Самообеспечение сахарных заводов сырьем, для поддержания сырьевой безопасности, за счет увеличение посевных площадей через предоставление орошаемых площадей в собственность или долгосрочную аренду сахарным заводам в радиусе 100 км, по аналогии с РФ;

2. Формирование крупных сервисно-заготовительных центров (механизированные транспортные предприятия сельхозтехники) по выращиванию, уборке и транспортировке сахарной свеклы на базе сахарных заводов;

3. Решение вопроса с восстановлением и расширением площадей поливной земли с использованием местной инфраструктуры и водных бассейнов, через:

  3.1. Строительство новых плотин и массивов орошения;

  3.2. Увеличение до 70% субсидий на орошение – дождевальные установки, капельное орошение и т.д. для стимулирования экономии воды и поднятия урожайности текущих и будущих площадей;

  3.3. Ремонт и восстановление существующей оросительной инфраструктуры.

4. Увеличение субсидий за 1 тонну сданной сахарной свеклы;

5. В целях стимулирования фермеров для выращивания сахарной свеклы – использование государственного заказа по примеру Республики Беларусь;

6. Компенсация затрат фермеров и переработчиков на автомобильные перевозки (от 60 км);

7. Установление льгот на транспортировку сырья и готовой продукции (25% на железнодорожный транспорт);

8. Выделение финансирования и льготный лизинг на технику и оборудование для производства сырца (складское хозяйство для хранения сырца, автотранспорт и т.д.).

Следует отметить, что те меры поддержки, что мы просим от государства, являются самыми минимальными по сравнению даже с мерами поддержки в Российской Федерации, которая 10 лет назад торговала сахаром из сырца, а сейчас на 100% из собственной свеклы. Это произошло по той простой причине, что государство передало в аренду каждому российскому заводу от 20 тыс.га до 100 тыс.га поливных земель, что решило проблему сырьевой безопасности для сахарных заводов. И сахарная  промышленность Российской Федерации полностью перешла на собственное сырье. Аналогичная ситуация в Беларуссии, так, например, в текущем году Республика Беларусь планирует вырастить 5 млн.тн сахарной свеклы, при этом правительство республики быстро реагирует на угрозы собственной сахарной промышленности вводя заградительные меры на ввоз сахара по критически низким ценам или устанавливая минимальные цены для реализации отечественного сахара на внутреннем рынке. В Турции существует «Закон о сахаре», регулирующий отношения между производителями и потребителями внутреннего рынка, защищая свое производство от внешних угроз. В настоящий момент наши соседи из Киргизии и Узбекистана уже начали активно реагировать на внешние риски для поддержки отечественных производителей сахара.

В целях обеспечения населения республики социально-значимыми продуктами, Ассоциация прикладывает все усилия для поддержания отечественных производителей сахара. Хотим обратить внимание на тот факт, что о проблемах отрасли Ассоциация неоднократно писала в профильное министерство, Администрацию Президента, Премьер-министру, в Мажилис и Сенат. Более того, совместно с производителями сахара разработана отраслевая дорожная карта, направленная на поддержание и защиту интересов как сельхозтоваропроизводителей, так и переработчиков сырья. Однако, несмотря на то, что Дорожная карта была разработана и согласована с профильным министерством сельского хозяйства, она до сих пор не утверждена и соответственно не реализуется.

Полное игнорирования Правительством сахарной отрасли и вопросов их развития привели к текущему результату. Несмотря на все усилия, вопросы поддержки отрасли продвигаются очень медленно, что ставит под угрозу дальнейшее ее существование, а, следовательно, и стратегическую продовольственную ситуацию в Республике, что особенно важно на сегодняшний день.

Кроме того, по какой-то причине, ни одно предприятие пищевой промышленности, в том числе ни один сахарный завод не попали в перечень системообразующих предприятий (составленный Министерством национальной экономики), которым будет оказана государственная поддержка.

С учетом того, что сахар является стратегически важным продуктом и входит в потребительскую корзину, считаем, что его производство необходимо отнести к системообразующим, то есть, обязательно включить действующие сахарные заводы в список предприятий, требующих государственной поддержки.

Считаем, что перечисленные вопросы требуют безотлагательного разрешения. В противном случае это может привести к критическим последствиям для казахстанских производителей сахара уже в июле-августе этого года, в пик потребительского спроса и как следствие отразится на отечественных потребителях, и соответственно на экономике Казахстана в целом.