Кабальные условия: производители сахара и фермеры обвиняют друг друга в проблемах отрасли
- 235
После прошлогоднего сахарного кризиса тема сахара в Казахстане – это постоянный раздражитель. То цены скачут, то гибнет урожай сахарной свёклы, как этим летом в Жамбылской области. А теперь вот фермеры области Жетысу написали открытое письмо президенту с просьбой помочь разобраться в противоречивых отношениях с сахарными заводами.
Правда, производители сахара говорят, что защищать, в общем-то, некого, а помощь нужна скорее самим заводам. Orda.kz разбиралась в сложных взаимоотношениях тех, кто сахарную свёклу выращивает, и тех, кто ее перерабатывает.
Дёшево и невыгодно
Претензий к сахарным заводам у свекловодов несколько, но, пожалуй, главная – это низкая закупочная цена. По их словам, сейчас у них урожай покупают по 15 000 тенге за тонну, хотя ещё несколько лет назад цена была выше.
«Например, в 2016 году заводы закупали свёклу по 17 000 тенге, а в прошлом году и в этом тоже – на две тысячи дешевле. Но цена на сахар тогда была наполовину ниже, чем сейчас», – говорит фермер Александр Квитко.
В своём письме фермеры ссылаются на Казахский научно-исследовательский институт экономики АПК и развития сельских территорий и называют оптимальную цену в 25 000 тенге за тонну. При такой цене, по мнению фермеров, им хватит денег на закупку семян, выплату зарплаты рабочим и регулярную модернизацию техники. Пока же, как они говорят, большинство свекловодов продолжают использовать технику ещё советскую.
Однако, по словам президента Казахстанской Ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности Айжан Наурзгалиевой, фермеры несколько не договаривают о реальных суммах, которые они получают. Потому что деньги за урожай они получают не только непосредственно от завода, но и из местного бюджета.
«Раньше 8–10 тенге за килограмм платили заводы, а 10–12 тенге – местный бюджет. Сейчас суммы заметно выросли: 15 тенге платит завод, а ещё 25 – местный бюджет», – говорит Айжан Наурзгалиева.
Кроме этого, по словам спикера, фермерам оплачивается транспортировка свеклы до завода или сборочного пункта. Плюс завод предоставляет семена для сева.
Правда, по словам того же Квитко, договор на предоставление семян у них кабальный.
«По договору я должен собрать 35 тонн свёклы с гектара. А если будет меньше, то я обязан выплатить за предоставленные семена в пятикратном размере!» – возмущается фермер.
По словам Квитко, эти условия ставят его на грань выживания, потому что даже если он соберет 30 тонн с гектара, то он всё равно не выполнит условия договора. При этом, чтобы их пересмотреть, фермеры хотели бы встретиться с учредителями предприятий, в случае с Жетысу речь идёт в первую очередь о Коксуском сахарном заводе. Но попросту не знают, кто является его владельцем.
Небогатая земля
Правда, качеством предоставляемых семян Квитко всё-таки доволен. Говорит, что это европейские сорта, из которых можно получать до 20–22 килограмма сахара с центнера свеклы. Но, как говорит фермер, заводы продолжают получать максимум 12 килограммов, как это было при использовании ещё советских сортов. Аграрии видят причину этого в отсутствии реальной модернизации заводов, несмотря на то, что на неё выделяются бюджетные средства.
У производителей на этот счёт другое мнение. По словам Наурзгалиевой, это у заводов возникают вопросы к отдельным свекловодам из-за низкого качества урожая.
«Вы бы видели, какую свёклу они привозят на заводы! Та, что привезли в прошлом году на Коксуский сахарный завод, вся текла, потому что была с гнилью. Производителям приходится по два-три раза её перерабатывать, потому что она заражена бактериозом. Но они её уже приняли и с ней нужно что-то делать», – говорит спикер.
Причины такого состояния урожая она видит в несоблюдении севооборота. В таких случаях фермеры из года в год сажают на одних полях сахарную свёклу. Из-за этого земля истощается и овощам не хватает её ресурса. В итоге урожайность свёклы не превышает 30 тонн с гектара. Хотя при соблюдении правил агротехники она могла бы достигать минимум 50–70 тонн.
Из Бразилии и России
Ещё одна претензия фермеров к заводам – закупка сахара-сырца в Бразилии. По мнению аграриев, это делается целенаправленно, чтобы поставить их в невыгодные условия. Потому что, к примеру, сейчас себестоимость сырцового сахара выше, чем свекловичного, почти в полтора раза – в открытом письме приводятся цифры – 440 тенге против 275.
Айжан Наурзгалиева оправдывает необходимость закупки сырцового сахара в Южной Америке тем, что сахарные заводы должны работать круглый год. А казахстанские аграрии не в силах их обеспечить.
«Для того чтобы заводы работали на внутреннем сырье круглый год, нам нужно собирать пять миллионов тонн свёклы. Таких объёмов у нас нет. Поэтому и приходится закупать сахар-сырец», – говорит Наурзгалиева.
Высокую же стоимость на него она объясняет ростом биржевой стоимости в конце прошлого года. Плюс дополнительными сборами, которые требовали перевозчики за доставку в Новороссийск как в порт, находящийся в опасной зоне из-за войны в Украине.
При этом, по словам Наурзгалиевой, сырцовый сахар доставляет определённые проблемы и самим заводам. Согласно законодательству ЕАЭС, его нельзя экспортировать даже в страны экономического союза. А при высокой конкуренции со стороны сахара, импортируемого из России, себестоимость которого ниже, у казахстанских производителей возникают проблемы с реализацией на внутреннем рынке.
«Склады сахарных заводов буквально завалены готовой продукцией. Если бы разрешалось сырцовый сахар экспортировать, то проблем с этим было бы меньше», – считает Наурзгалиева.
Государство нам поможет
В качестве решения проблем что фермеры, что производители видят помощь со стороны государства. Правда, видят они её по-разному.
Аграрии предлагают провести национализацию заводов с последующим переводом их в статус акционерных обществ. По словам фермера Рахима Каримова, они надеются, что это позволит осуществить полноценную модернизацию сахарных заводов. А пока национализация не прошла, аграрии предлагают внести сахарные заводы в реестр монополистов, установить пошлины на сахар-сырец. И, конечно же, поднять закупочные цены.
По мнению Айжан Наурзгалиевой, требуя национализации сахарных заводов, неэффективные фермеры стараются попасть в состав их руководства.
При этом она тоже надеется на помощь со стороны госорганов. В частности, в реализации продукции, обеспечении топливом по приемлемым ценам и помощи в водоснабжении.
А пока и те, и другие ждут помощи от государства, свёкла на полях уже созрела и её пора убирать. А значит, противоречия между фермерами и производителями сахара заходят на новый круг.